Утверждено Положения о ГНК

Принято постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан 28 августа 2017 года № 677 "О дальнейшем совершенствовании правового регулирования деятельности органов государственной налоговой службы".

 

Постановлением утверждены:

• Положение о Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан (далее – Положение 1);

• Положение о прохождении службы в органах государственной налоговой службы Республики Узбекистан (далее – Положение 2);

• Программу мер по укреплению материально-технической базы органов государственной налоговой службы на 2017–2021 годы.

 

ПОЛОЖЕНИЕ 1

Положение в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О государственной налоговой службе", Налоговым кодексом Республики Узбекистан, Указом Президента Республики Узбекистан от 18 июля 2017 года № УП–5116 "О мерах по коренному совершенствованию налогового администрирования, повышению собираемости налогов и других обязательных платежей", постановлениями Президента Республики Узбекистан от 8 января 2010 года № ПП–1257 "О мерах по дальнейшей модернизации системы налоговых органов республики" и от 1 августа 2017 года № ПП–3168 "О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности органов государственной налоговой службы", а также другими актами законодательства определяет статус, задачи, функции, права и организационные основы деятельности Государственного налогового комитета Республики Узбекистан.

Государственный налоговый комитет является республиканским органом государственного управления по контролю в области обеспечения соблюдения налогового законодательства, защиты экономических интересов и имущественных прав государства.

Государственный налоговый комитет в своей деятельности подчиняется Кабинету Министров Республики Узбекистан.

В систему Государственного налогового комитета входят государственные налоговые управления Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, государственные налоговые инспекции районов (городов) (далее – территориальные органы государственной налоговой службы), а также подведомственные организации и образовательные учреждения (далее – подведомственные организации).

Органы государственной налоговой службы осуществляют свою деятельность независимо от органов государственного управления, органов государственной власти на местах, в соответствии с законодательством.

Решения, принимаемые органами государственной налоговой службы в пределах их компетенции, являются обязательными для всех налогоплательщиков: юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Согласно Положению, основными задачами Государственного налогового комитета являются:

• реализация государственной налоговой политики и обеспечение действенного контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей;

• обеспечение полноты и своевременности поступления налогов и других обязательных платежей в Государственный бюджет Республики Узбекистан и государственные целевые фонды в соответствии с налоговым законодательством;

• обеспечение своевременного и достоверного учета налогоплательщиков и объектов налогообложения, совершенствование механизмов полноты их охвата посредством широкого внедрения современных информационно-коммуникационных технологий и передовых автоматизированных методов анализа в процесс налогового администрирования;

• анализ и выработка действенных мер по расширению базы налогообложения, в том числе посредством системного анализа динамики макроэкономических показателей и налогового потенциала регионов, осуществление мер по повышению собираемости налогов, внедрение современных методов осуществления налогового контроля, реализация комплексных мероприятий по профилактике, выявлению и пресечению налоговых правонарушений;

• пресечение источников незаконного оборота денежных средств, обеспечение систематического контроля за своевременностью и полнотой сдачи наличной выручки юридическими и физическими лицами, осуществляющими денежные расчеты с населением;

• совершенствование работы с налогоплательщиками путем полного перехода на бесконтактное электронное обслуживание налогоплательщиков, оказание всемерного содействия им в выполнении налоговых обязательств, повышение правовой культуры юридических и физических лиц;

• внесение предложений по совершенствованию законодательства по стимулированию деятельности хозяйствующих субъектов, юридических и физических лиц, предоставлению им необходимых льгот и преференций;

• осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью рынков и торговых комплексов, соблюдением ими налогового законодательства и по выявленным на их территории правонарушениям проведение дознания с передачей уголовных дел по подследственности в правоохранительные органы;

• обеспечение координации деятельности контролирующих органов республики по вопросам проверок деятельности хозяйствующих субъектов, недопущение дублирования и злоупотреблений при проведении этой работы;

• осуществление в пределах своей компетенции контроля за соблюдением законодательства при осуществлении юридическими и физическими лицами валютных и экспортно-импортных операций;

• осуществление системной работы по подбору и расстановке кадров, укомплектованию органов государственной налоговой службы квалифицированными работниками, обладающими высокими морально-нравственными качествами, решительному искоренению фактов коррупции и формального отношения к делу, а также обеспечение профилактики правонарушений среди работников и создания для них достойных условий несения службы.

 

ПОЛОЖЕНИЕ 2

Положение определяет порядок приема и условия прохождения государственной службы должностными лицами, поощрения их и ответственность, а также порядок присвоения и лишения специальных званий в органах государственной налоговой службы Республики Узбекистан.

Согласно Положению, к должностным лицам органов государственной налоговой службы относятся лица, занимающие штатные должности в органах государственной налоговой службы и которым присваиваются в соответствии с занимаемыми ими штатными должностями и сроком выслуги следующие специальные звания:

• главный государственный советник налоговой службы;

• государственный советник налоговой службы I ранга;

• государственный советник налоговой службы II ранга;

• государственный советник налоговой службы III ранга;

• советник налоговой службы I ранга;

• советник налоговой службы II ранга;

• советник налоговой службы III ранга;

• инспектор налоговой службы I ранга;

• инспектор налоговой службы II ранга;

• инспектор налоговой службы III ранга;

• инспектор налоговой службы.

Положением определено, что на службу в органы государственной налоговой службы принимаются граждане Республики Узбекистан, независимо от их возраста, национальности, пола, социального происхождения, имущественного и должностного положения, способные по своим профессиональным, деловым, личным и моральным качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечить выполнение задач, возложенных на органы государственной налоговой службы.

Должности инспекторского состава органов государственной налоговой службы замещаются на конкурсной основе лицами с образованием по направлениям и специальностям области образования экономики и права (в структурных подразделениях, ответственных за внедрение и развитие информационно-коммуникационных технологий – по направлениям и специальностям области образования компьютерных технологий и информатики) не ниже среднего специального, профессионального.

Руководящие должности органов государственной налоговой службы, кроме назначаемых Президентом Республики Узбекистан, замещаются на конкурсной основе лицами, имеющими высшее образование по направлениям и специальностям области образования, указанным в абзаце первом настоящего пункта.

Кадровый состав Главного контрольно-ревизионного управления и его территориальных подразделений укомплектовывается из числа высококвалифицированных специалистов, имеющих высшее образование по направлениям и специальностям области образования экономики и общий стаж работы в подразделениях органов государственной налоговой службы, функции которых связаны с налоговым контролем, не менее 5 лет – для работников центрального аппарата и не менее 3 лет – для работников территориальных подразделений.

В соответствии с Положением не могут быть приняты на службу в органы государственной налоговой службы лица:

• не являющиеся гражданином Республики Узбекистан;

• имеющие судимость, которая не погашена либо не снята в установленном законодательством порядке;

• признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

• ранее уволенные из рядов органов государственной налоговой службы по инициативе работодателя в соответствии с трудовым законодательством (за исключением случаев увольнения по пунктам 1, 2 и 5 части второй статьи 100 Трудового кодекса Республики Узбекистан), а также из других органов и организаций за совершение порочащих поступков.

Положением предусмотрено, что с лицом, поступающим на службу, соответствующий орган государственной налоговой службы заключает трудовой договор.

Форма типового трудового договора о службе в органах государственной налоговой службы устанавливается председателем Государственного налогового комитета.

Лица, принимаемые на службу в органы государственной налоговой службы, назначаются на штатную должность согласно трудовому договору с трехмесячным испытательным сроком в соответствии с требованиями статьи 84 Трудового кодекса Республики Узбекистан, кроме назначаемых на должность Президентом Республики Узбекистан.

Лицу, принятому на службу в органы государственной налоговой службы, на весь период службы присваивается персональный табельный номер.

Бобирбек УСМАНОВ, эксперт-юрист