Что изменилось в сфере госзакупок?

9 апреля 2018 года Президент Республики Узбекистан подписал Закон "О государственных закупках", принятый Законодательной палатой парламента 25 января и одобренный Сенатом 29 марта.

 

Закон обеспечит открытость и прозрачность государственных закупок, конкурентную борьбу в этой сфере и позволит эффективно использовать средства Государственного бюджета, централизованных источников и предприятий с долей государства.

Закон определяет пять видов закупочных процедур, две из которых полностью исключают человеческий фактор при принятии решений о государственной закупке. В остальных закупочных процедурах прозрачность обеспечивается путем публикации необходимой информации на специальном портале.

Впервые с учетом международных стандартов вводится такой вид закупочной процедуры, как закупка у единого поставщика.

До принятия закона данная сфера регулировалась более чем 30 нормативно-правовыми актами, при этом отсутствовала целостность системы государственных закупок. Многоэтапные согласования и дублирующие процедуры создавали предпосылки для коррупции и влекли за собой значительную потерю времени.

Основные нововведения в сфере госзакупок:

• введены две разные категории государственных заказчиков – бюджетный и корпоративный;

• уполномоченным органом в сфере госзакупок определено Национальное агентство проектного управления. Ранее уполномоченный орган в этой сфере отсутствовал;

• вводится специальный портал для всех видов госзакупок. В электронном магазине и аукционе выбор победителя осуществляется автоматически электронной системой;

• все виды товаров (работ, услуг), к которым не предъявляются специфические требования, закупаются через электронный магазин. Лимит для бюджетных заказчиков – до 25 МРЗП, но не более 2 500 МРЗП в год, для корпоративных заказчиков – не более 250 МРЗП. Ранее через электронные торги на бирже закупались только товары первой необходимости, вошедшие в перечень из 10–13 групп товаров, работ и услуг, на сумму до 100 тыс. долларов США;

• конкурсные торги распространяются на все виды товаров (работ, услуг), соответствующие установленным критериям. Ранее механизм проведения конкурсных торгов действовал только в сфере капитального строительства;

• установлены сумовые лимиты для тендерных торгов: для бюджетных заказчиков – свыше 6 тыс. МРЗП, для корпоративных заказчиков – свыше 25 тыс. МРЗП. Ранее лимит по тендерным торгам составлял 100 тыс. долларов;

• регламентируются мониторинг и контроль закупочных процедур;

• Комиссия по рассмотрению жалоб рассматривает жалобы по всем видам закупок. Ранее вопросы контроля госзакупок не регламентировались, а споры и разногласия рассматривались специальной комиссией только по электронным закупкам.

По материалам gazeta.uz